На главную На главную
Написать письмо Написать письмо
Карта сайта Карта сайта
ru
en
ГЕРБ РБ Герб Осиповичи

Аллея Героев Осиповичский райисполком Осиповичский райисполком Осиповичская ГЭС Мемориальный комплекс Рассоха
Аллея Героев

Листая страницы истории

Датой  основания города Осиповичи считается 17 ноября 1872 года, когда здесь, в глуши Минской губернии, среди лесов и болот, была построена станция Либаво-Роменской железной дороги с пятью деревянными домами для обслуживающего персонала. Свое название она получила от расположенной в двух километрах деревни Осиповичи.

В 1889 году возле станции был построен лесопильный завод. Пять лет спустя появился второй лесопильный завод, мельница и несколько жилых домов.
В окрестных лесах велась заготовка древесины, из которой изготавливались мачты, корабельный дубовый брус, разные сорта клепки, имевшие большой спрос на заграничных рынках. В 1890 году со станции было отгружено 296957 пудов продукции деревообработки и других грузов. По грузообороту она на Либаво-Роменской железной дороге занимала третье место после Руденска и Березины.

В 1893 году при станции открылось почтовое отделение, пользовавшееся телеграфом железной дороги.

В середине 1896 года была проведена узкоколейная железная дорога Осиповичи — Дараганово. С началом её эксплуатации станция Осиповичи стала второй по грузообороту на Либаво-Роменской железной дороге (после Березины).
Управление Либаво-Роменской дороги в 1900 году построило в Осиповичах шпалопропиточный завод, что способствовало притоку рабочей силы. В том же году, учитывая возросшее экономическое значение станции и  увеличение численности жителей, Осиповичи были преобразованы в городской поселок. Благоприятные условия для развития производства и торговли привлекали сюда ремесленников и купцов.    В 1904 году в Осиповичах уже насчитывалось 150 зданий, проживало 1178 жителей. Здесь действовали два лесопильных, шпалопропиточный заводы и мельница.

В 1905 году железнодорожная ветка Осиповичи - Дараганово была продлена до местечка Старые Дороги, а к 1 ноября 1907 года она была доведена до станции Уречье.

Это значительно увеличило грузооборот станции Осиповичи, которая стала узловой, и способствовало дальнейшему росту поселка. В 1906 году здесь открылась школа для детей железнодорожников. На следующий год начала работу церковноприходская школа, размещенная в двух частных домах. В 1908 году в поселке была построена паровая мельница. В 1909 -  начал действовать смолокуренный завод.

Царское правительство придавало Либаво-Роменской железной дороге большое стратегическое значение. В связи с этим путь от Осиповичей до Старых Дорог был перешит на широкую колею, а в 1915 году доведен до Слуцка. 

После окончания гражданской войны Замошский волкомпарт, исполком волостного Совета рабочих и крестьянских депутатов и партийные ячейки железнодорожного узла направили все свои усилия на восстановление железной дороги и станции.

За короткое время были восстановлены механические мастерские и паровозное депо.  Организовывались субботники и воскресники по уборке и благоустройству станции, заготовке и погрузке дров.

В водонапорной башне оборудовали небольшую электростанцию. С пуском ее около четверти домов поселка было электрифицировано. Открылось почтовое отделение с телефонной связью с Бобруйском. В октябре 1921 года был установлен телеграф.

Осенью 1921 года возобновились занятия в железнодорожной школе-семилетке, была открыта семилетняя школа для детей пристанционного поселка и ближайших деревень.

Создавались культурно-просветительные  учреждения. Уже в 1921 году в помещении мастерских квартирной части железнодорожного узла был открыт клуб железнодорожников  "Красный Октябрь", при котором организованы драмкружок, духовой оркестр и библиотека-читальня.

1 января 1922 года центр Замошской волости был перенесен в Осиповичи, и волость стала именоваться Осиповичской.

1923 год стал переломным в технической оснащенности железнодорожного узла, в организации его работы. Старые, маломощные паровозы были заменены новыми, четырехосными, что позволило увеличить вес поездов. Улучшилась ремонтная база: в паровозном депо были установлены новые станки, оборудованы мастерские дистанции пути.

К этому времени в поселке действовал ряд лесозаготовительных организаций: Желлеском, отделение Лесбела, Полесспичтрест, работали также несколько частных предприятий и кустарных мастерских.  Постепенно налаживалась торговля. В первой половине 1923 года в Осиповичах имелось 58 магазинов и лавок. 

Одновременно с решением хозяйственных задач большое внимание уделялось борьбе с неграмотностью, развитию культпросветработы. В 1923 году в Осиповичах работали три школы. Была открыта библиотека. В клубе «Красный Октябрь» началась демонстрация кинофильмов. 

17 июня 1924 г. в Белорусской ССР была произведена перестройка административного деления республики. Был организован Осиповичский район с центром в поселке Осиповичи. 

Восстановление и развитие хозяйства Осиповичей проходило успешно. В 1925 году в бывшей весовой шпалопропиточного завода и в паровозном депо были оборудованы электростанции, с дизельными двигателями. Это позволило обеспечить железнодорожный узел электроэнергией, улучшить освещение учреждений, квартир рабочих и служащих.

В июле 1925 года, учитывая возросший уровень экономики и численность населения, было принято решение считать Осиповичи местечком.

Успешно продолжалось развитие народного образования. В ликвидации неграмотности активное участие принимали общеобразовательные школы, комсомольские и пионерские организации, народный дом и клуб станции Осиповичи. Начала работать вечерняя школа рабочей молодежи.

К концу 1925 года в Осиповичах расширилась сеть медицинских учреждений, хотя она еще не полностью удовлетворяла нужды населения. В местечке открылись больница на 15 коек, амбулатория, зубной кабинет. В них работали 2 врача, 3 фельдшера, 2 акушерки. Железнодорожный узел имел свою амбулаторию, где прием больных вели 2 врача и 3 фельдшера. Партийная организация Осиповичей направила усилия трудящихся на преодоление хозяйственной отсталости, улучшение технической оснащенности железнодорожного узла и развитие промышленности.

Большое внимание уделялось дальнейшему развитию просвещения и культурно-массовой работе. В соответствии с постановлением ЦИК БССР о введении всеобщего обязательного обучения Осиповичская семилетняя школа была преобразована в среднюю школу и переведена в более просторные и удобные дома.

В 1927 году открылся детский сад. Клуб железнодорожников получил переоборудованное здание бывшего шпалопропиточного завода со зрительным залом на 300 человек. В том же году было построено новое здание народного дома.

Радио впервые появилось в Осиповичах в конце 1925 года у начальника железнодорожной электростанции. В следующем году в клубе «Красный Октябрь» был установлен приемник и организована трансляция радиопередач. А к концу 1927 года в местечке работало 4 приемника с несколькими трансляционными точками.

В связи с ростом населении в Осиповичах развернулось жилищное строительство. Было начато мощение проезжей части, строительство бетонных и деревянных тротуаров.

За годы первой пятилетки значительно расширилась станция Осиповичи.

Этому способствовало проведение железной дороги Рославль — Могилев — Осиповичи.

Промышленность местечка пополнилась новыми предприятиями: промкомбинатом, организовавшим производство строительных материалов, лесопиление, изготовление обозных и других изделий, леспромхозом, созданным на базе Лесбела.

С 1931 года в Осиповичах начала выходить газета «Калгасная праўда» —орган РК КП(б)Б и районного Совета депутатов трудящихся. Первый ее
номер вышел 10 июля. Широко освещая на своих страницах хозяйственно-политическую жизнь местечка и района, газета играла важную организаторскую роль в мобилизации населения (масс) на выполнение пятилетних планов.

Большие перемены произошли на Осиповичском железнодорожном узле во второй пятилетке. Был построен вагоноремонтный пункт. В 1934 году на станции введено механическое управление стрелками, реконструированы линии связи. В 1937 году сдан в эксплуатацию Дом связи с коммутаторами местной связи. В направлениях Слуцк — Минск — Жлобин установлена полуавтоматическая блокировка. Значительно улучшилось водоснабжение станции, техническое состояние путевого хозяйства и локомотивного депо. Повысилась мощность паровозного парка.

Рост экономического и  культурного значения местечка и численности его населения обусловили преобразование Осиповичей в 1934 году в город районного подчинения.

В конце 1939 года была окончена укладка второй колеи железной дороги на участке от Осиповичей до Березины, завершилось строительство шоссейной дороги Осиповичи — Бобовня протяженностью 90 км.

К началу 1941 года в Осиповичах работали 12 предприятий, в том числе паровозное депо, вагоноремонтный пункт, машинно-тракторная мастерская, леспромхоз и промкомбинат, артель «Красный химик», мастерская по ремонту средств связи  и  мастерская  по ремонту телефонов и средств управления железной дороги, сапожная артель «Звезда» и портняжная «Прогресс», завод маслопрома и пищевая артель «Передовик». На всех этих предприятиях было занято около 2000 рабочих и служащих.

К этому времени в Осиповичах проживало уже более 10 тыс. человек. С 1918 по 1941 год в городе было построено 961 здание общей полезной площадью 59 тыс. кв. метров.

Интенсивно проводились работы по благоустройству города: мощение проезжей части улиц, строительство тротуаров, озеленение.

Все эти успехи радовали жителей Осиповичей, воодушевляли их на новые трудовые свершения.