На главную На главную
Написать письмо Написать письмо
Карта сайта Карта сайта
ru
en
ГЕРБ РБ Герб Осиповичи

Аллея Героев Река Свислочь Осиповичский райисполком Осиповичская ГЭС Памятник воинам-интернационалистам
Аллея Героев

Листая страницы истории

Датой  основания города Осиповичи считается 17 ноября 1872 года, когда здесь, в глуши Минской губернии, среди лесов и болот, была построена станция Либаво-Роменской железной дороги с пятью деревянными домами для обслуживающего персонала. Свое название она получила от расположенной в двух километрах деревни Осиповичи.

В 1889 году возле станции был построен лесопильный завод. Пять лет спустя появился второй лесопильный завод, мельница и несколько жилых домов.
В окрестных лесах велась заготовка древесины, из которой изготавливались мачты, корабельный дубовый брус, разные сорта клепки, имевшие большой спрос на заграничных рынках. В 1890 году со станции было отгружено 296957 пудов продукции деревообработки и других грузов. По грузообороту она на Либаво-Роменской железной дороге занимала третье место после Руденска и Березины.

В 1893 году при станции открылось почтовое отделение, пользовавшееся телеграфом железной дороги.

В середине 1896 года была проведена узкоколейная железная дорога Осиповичи — Дараганово. С началом её эксплуатации станция Осиповичи стала второй по грузообороту на Либаво-Роменской железной дороге (после Березины).
Управление Либаво-Роменской дороги в 1900 году построило в Осиповичах шпалопропиточный завод, что способствовало притоку рабочей силы. В том же году, учитывая возросшее экономическое значение станции и  увеличение численности жителей, Осиповичи были преобразованы в городской поселок. Благоприятные условия для развития производства и торговли привлекали сюда ремесленников и купцов.    В 1904 году в Осиповичах уже насчитывалось 150 зданий, проживало 1178 жителей. Здесь действовали два лесопильных, шпалопропиточный заводы и мельница.

В 1905 году железнодорожная ветка Осиповичи - Дараганово была продлена до местечка Старые Дороги, а к 1 ноября 1907 года она была доведена до станции Уречье.

Это значительно увеличило грузооборот станции Осиповичи, которая стала узловой, и способствовало дальнейшему росту поселка. В 1906 году здесь открылась школа для детей железнодорожников. На следующий год начала работу церковноприходская школа, размещенная в двух частных домах. В 1908 году в поселке была построена паровая мельница. В 1909 -  начал действовать смолокуренный завод.

Царское правительство придавало Либаво-Роменской железной дороге большое стратегическое значение. В связи с этим путь от Осиповичей до Старых Дорог был перешит на широкую колею, а в 1915 году доведен до Слуцка. 

После окончания гражданской войны Замошский волкомпарт, исполком волостного Совета рабочих и крестьянских депутатов и партийные ячейки железнодорожного узла направили все свои усилия на восстановление железной дороги и станции.

За короткое время были восстановлены механические мастерские и паровозное депо.  Организовывались субботники и воскресники по уборке и благоустройству станции, заготовке и погрузке дров.

В водонапорной башне оборудовали небольшую электростанцию. С пуском ее около четверти домов поселка было электрифицировано. Открылось почтовое отделение с телефонной связью с Бобруйском. В октябре 1921 года был установлен телеграф.

Осенью 1921 года возобновились занятия в железнодорожной школе-семилетке, была открыта семилетняя школа для детей пристанционного поселка и ближайших деревень.

Создавались культурно-просветительные  учреждения. Уже в 1921 году в помещении мастерских квартирной части железнодорожного узла был открыт клуб железнодорожников  "Красный Октябрь", при котором организованы драмкружок, духовой оркестр и библиотека-читальня.

1 января 1922 года центр Замошской волости был перенесен в Осиповичи, и волость стала именоваться Осиповичской.

1923 год стал переломным в технической оснащенности железнодорожного узла, в организации его работы. Старые, маломощные паровозы были заменены новыми, четырехосными, что позволило увеличить вес поездов. Улучшилась ремонтная база: в паровозном депо были установлены новые станки, оборудованы мастерские дистанции пути.

К этому времени в поселке действовал ряд лесозаготовительных организаций: Желлеском, отделение Лесбела, Полесспичтрест, работали также несколько частных предприятий и кустарных мастерских.  Постепенно налаживалась торговля. В первой половине 1923 года в Осиповичах имелось 58 магазинов и лавок. 

Одновременно с решением хозяйственных задач большое внимание уделялось борьбе с неграмотностью, развитию культпросветработы. В 1923 году в Осиповичах работали три школы. Была открыта библиотека. В клубе «Красный Октябрь» началась демонстрация кинофильмов. 

17 июня 1924 г. в Белорусской ССР была произведена перестройка административного деления республики. Был организован Осиповичский район с центром в поселке Осиповичи. 

Восстановление и развитие хозяйства Осиповичей проходило успешно. В 1925 году в бывшей весовой шпалопропиточного завода и в паровозном депо были оборудованы электростанции, с дизельными двигателями. Это позволило обеспечить железнодорожный узел электроэнергией, улучшить освещение учреждений, квартир рабочих и служащих.

В июле 1925 года, учитывая возросший уровень экономики и численность населения, было принято решение считать Осиповичи местечком.

Успешно продолжалось развитие народного образования. В ликвидации неграмотности активное участие принимали общеобразовательные школы, комсомольские и пионерские организации, народный дом и клуб станции Осиповичи. Начала работать вечерняя школа рабочей молодежи.

К концу 1925 года в Осиповичах расширилась сеть медицинских учреждений, хотя она еще не полностью удовлетворяла нужды населения. В местечке открылись больница на 15 коек, амбулатория, зубной кабинет. В них работали 2 врача, 3 фельдшера, 2 акушерки. Железнодорожный узел имел свою амбулаторию, где прием больных вели 2 врача и 3 фельдшера. Партийная организация Осиповичей направила усилия трудящихся на преодоление хозяйственной отсталости, улучшение технической оснащенности железнодорожного узла и развитие промышленности.

Большое внимание уделялось дальнейшему развитию просвещения и культурно-массовой работе. В соответствии с постановлением ЦИК БССР о введении всеобщего обязательного обучения Осиповичская семилетняя школа была преобразована в среднюю школу и переведена в более просторные и удобные дома.

В 1927 году открылся детский сад. Клуб железнодорожников получил переоборудованное здание бывшего шпалопропиточного завода со зрительным залом на 300 человек. В том же году было построено новое здание народного дома.

Радио впервые появилось в Осиповичах в конце 1925 года у начальника железнодорожной электростанции. В следующем году в клубе «Красный Октябрь» был установлен приемник и организована трансляция радиопередач. А к концу 1927 года в местечке работало 4 приемника с несколькими трансляционными точками.

В связи с ростом населении в Осиповичах развернулось жилищное строительство. Было начато мощение проезжей части, строительство бетонных и деревянных тротуаров.

За годы первой пятилетки значительно расширилась станция Осиповичи.

Этому способствовало проведение железной дороги Рославль — Могилев — Осиповичи.

Промышленность местечка пополнилась новыми предприятиями: промкомбинатом, организовавшим производство строительных материалов, лесопиление, изготовление обозных и других изделий, леспромхозом, созданным на базе Лесбела.

С 1931 года в Осиповичах начала выходить газета «Калгасная праўда» —орган РК КП(б)Б и районного Совета депутатов трудящихся. Первый ее
номер вышел 10 июля. Широко освещая на своих страницах хозяйственно-политическую жизнь местечка и района, газета играла важную организаторскую роль в мобилизации населения (масс) на выполнение пятилетних планов.

Большие перемены произошли на Осиповичском железнодорожном узле во второй пятилетке. Был построен вагоноремонтный пункт. В 1934 году на станции введено механическое управление стрелками, реконструированы линии связи. В 1937 году сдан в эксплуатацию Дом связи с коммутаторами местной связи. В направлениях Слуцк — Минск — Жлобин установлена полуавтоматическая блокировка. Значительно улучшилось водоснабжение станции, техническое состояние путевого хозяйства и локомотивного депо. Повысилась мощность паровозного парка.

Рост экономического и  культурного значения местечка и численности его населения обусловили преобразование Осиповичей в 1934 году в город районного подчинения.

В конце 1939 года была окончена укладка второй колеи железной дороги на участке от Осиповичей до Березины, завершилось строительство шоссейной дороги Осиповичи — Бобовня протяженностью 90 км.

К началу 1941 года в Осиповичах работали 12 предприятий, в том числе паровозное депо, вагоноремонтный пункт, машинно-тракторная мастерская, леспромхоз и промкомбинат, артель «Красный химик», мастерская по ремонту средств связи  и  мастерская  по ремонту телефонов и средств управления железной дороги, сапожная артель «Звезда» и портняжная «Прогресс», завод маслопрома и пищевая артель «Передовик». На всех этих предприятиях было занято около 2000 рабочих и служащих.

К этому времени в Осиповичах проживало уже более 10 тыс. человек. С 1918 по 1941 год в городе было построено 961 здание общей полезной площадью 59 тыс. кв. метров.

Интенсивно проводились работы по благоустройству города: мощение проезжей части улиц, строительство тротуаров, озеленение.

Все эти успехи радовали жителей Осиповичей, воодушевляли их на новые трудовые свершения.