Осиповичский район был образован 17 июля 1924 г.
Заселение территории района человеком началось в эпоху мезолита (9-5 тыс. до н. э.). Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами стоянки на реке Птичь. О проживании древнего человека на территории Осиповичского района свидетельствуют многочисленные находки каменных орудий труда местными жителями различных сельсоветов района. Во время раскопок, которые проводили археологи на территории района, были найдены следы стоянок, могильников, курганов около деревень:
Первые славянские племена, которые появились с середины VI в. н.э. До VIII в. н.э. на территории центральной Беларуси, были вероятнее всего дулебы, однако закрепиться на этих землях им не удалось – спустя несколько десятилетий эту территорию заняли более сильные и воинственные дриговичи, которые со второй половины IX в. занимали значительную территорию между Припятью и линией Новогрудок – Минск - Борисов.
Во второй половине IXв. дриговичи вошли в состав Киевской Руси. На территории района имеются памятники культуры каменного и бронзового веков, эпохи Киевской Руси. Крупнейший археологический памятник – городище в деревне Свислочь.
С XIV в. территория Осиповичского района входила в состав Великого княжества Литовского.
Деревня Осиповичи возникла более 200 лет тому назад на том месте сегодняшнего города, которое называется "треугольником". Там до настоящего времени сохранились старые сельские могилки. Крестьяне Осипович кроме земледелия ловили рыбу и бобров в речке и возили на продажу в Бобруйск, а также сплавляли лес по реке.
В 1856 г. появилась школа в Лапичах (там учились 29 мальчиков). В Свислочи в 1868г. в дополнение к панской школе появилась церковная, действовала школа и при синагоге.
Центр района - город Осиповичи, расположен на правом берегу реки Синяя (правый приток р.Свислочь). Датой основания города считается 17 ноября 1872 года, когда была построена станция Либаво-Роменской железной дороги. Своё название станция, а в дальнейшем и город, получили от расположенной в двух километрах деревни Осиповичи.
В последней четверти XIX в. в жизни Осиповичского края произошел подъем в развитии хозяйства, вызванный реформой 1861 г. и строительством железной дороги. В Свислочи и Осиповичах в 1895 г. стали работать почтовые отделения, в Свислочи, Лапичах и Халуидействовали мещанские управы. Станция Осиповичи в 1890 г. занимала на Либаво-Роменской дороге третье место по грузообороту после Руденска и Березины, а когда в середине 1896 г. была проведена узкоколейка Осиповичи - Дараганово - она стала второй.
Поселения около станции Осиповичи получили статус местечка.
Согласно переписи 1897 года на месте современного города располагались: деревня, в которой проживало 526 жителей, посёлок - 200 жителей и станция - около 100 человек. Позднее три самостоятельных поселения слились в один населённый пункт. В 1899 г. возле станции Осиповичи был построен лесопильный завод, через 5 лет — второй, а также мельница и несколько жилых домов.
Если в 1904 г. в Осиповичах насчитывалось 150 зданий и проживало 1,178 тыс. жителей, то в1913 г. - 246 дворов и 1,244 тыс. жителей. В это время уже работали школа для детей железнодорожников и церковно-приходская школа, почтово-телеграфное отделение. Промышленность состояла из паровозного депо, шпалопропиточного и двух лесопильных заводов, двух мельниц, сукноваляльни, смолокуренного завода, шерстобитной мастерской, пиворазливочного завода и ряда мелких кузнечных, бондарных, колбасных, торговых и прочих заведений.
Известие о победе Октябрьской революции пришло на телеграф железнодорожной станции Осиповичи 25 октября (7 ноября) 1917г. В этот день о переходе власти в руки Советов узнали жители Осипович и всей Замошской волости. Везде состоялись митинги. В это же время на станции Осиповичи была организована партийная ячейка.
В конце 1920 г. осиповичские коммунисты для обеспечения населения продовольственными и промышленными товарами организовали потребительскую кооперацию. Первый кооператив объединял 638 пайщиков.
После окончания Гражданской войны Замошский волостной комитет партии большевиков, исполком волостного Совета рабочих и крестьянских депутатов, партийная ячейка Осиповичского железнодорожного узла направили свои усилия на восстановление железной дороги и станции. Комиссаром Осиповичского железнодорожного узла был назначен коммунистЧиков.
1 января 1922 г. центр Замошской волости был перенесен в Осиповичи и волость стала называться Осиповичской.
В этом же году поселковая комсомольская ячейка переделана в Осиповичскую волостную комсомольскую организацию во главе с секретарем Виктором Воиновым, которого вскоре сменил Александр Шпак.
В 1924 г. был создан Осиповичский район с центром в Осиповичах, которому был присвоен статус местечка. Район стал быстро развиваться. Был поделен на 8 сельских Советов. В районе действовало 7 предприятий, на которых трудились более 40 рабочих.
В 1935 г. в связи с ростом местечка, развитием железнодорожного узла, ростом численности населения Осиповичи получили статус города районного подчинения.
Великая Отечественная война началась для жителей города Осиповичи в ночь с 22 на 23 июня, когда немецкие самолёты начали бомбить железнодорожный узел и военный городок. 30 июня 1941 года немецко-фашистские захватчики вошли в Осиповичи, а 2 июля заняли и весь район.
За 1093 дня оккупации городу и району был нанесен огромный ущерб. Из 62 тысяч человек, проживавших здесь до войны, погибло и было вывезено на каторжные работы в Германию почти треть населения. Было уничтожено 50 населенных пунктов, сожжено более 3 тысяч домов, свыше 800 общественных зданий.
Но осиповчане не покорились врагу. Они внесли достойный вклад в освобождение родной земли от захватчиков. Уже в июле сорок первого года в урочище «Рассоха» Осиповичский подпольный райком КП(б)Б стал боевым штабом по организации и руководству подпольем и боевыми партизанскими действиями.
За время оккупации в районе партизанами и подпольщиками было уничтожено около 15 тысяч гитлеровцев, разгромлено 13гарнизонов врага, разрушены десятки километровжелезнодорожного пути, перебито более 5000 рельсов, вырезано около 70 километров телефонно-телеграфной связи. Патриоты пустили под откос сотни вражеских эшелонов, разбили и повредили более 300 паровозов, сожгли 2235 тонн горючего.
30 июля 1943 года подпольщиком Федором Крыловичем на станции Осиповичи совершена крупнейшая диверсия второй мировой войны. Удачно установленная магнитная мина уничтожила 4 эшелона противника с горючим, боеприпасами, техникой, в том числе эшелон с новыми танками «Тигр», который направлялся в район Курской битвы.
Освобождён район 28 июня 1944 года войсками 2-го и 1-го Белорусских фронтов в ходе первого этапа операции «Багратион». За освобождение города и района многие воины награждены орденами и медалями. В славной когорте Героев Советского Союза есть и наши земляки. Их имена увековечены в памятниках, названиях улиц и школ района. Память о них навсегда останется в благодарных сердцах осиповчан.
В славной когорте Героев Советского Союза есть и наши земляки — Зиновий Самуилович Горелик, Борис Александрович Майстренко, Сергей Николаевич Каданчик, Николай Филиппович Королев. Мы по праву гордимся своим супердиверсантом Федором Крыловичем и его боевыми товарищами, отважными партизанами и подпольщиками — Героем Советского Союза Борисом Дмитриевым, Риммой Кунько, Степаном Сумченко и многими другими. Память о героях навсегда осталась в благодарных сердцах осиповчан.
Осиповичский райисполком |
Осиповичский райисполком |
Железнодорожный вокзал |
Железнодорожный вокзал |