На главную На главную
Написать письмо Написать письмо
Карта сайта Карта сайта
ru
en
ГЕРБ РБ Герб Осиповичи

Аллея Героев Река Свислочь Осиповичский райисполком Осиповичская ГЭС Памятник воинам-интернационалистам
Аллея Героев

Из пепла и руин

Немецко-фашистские оккупанты хозяйничали в Осиповичах 1093 дня. Они уничтожили все промышленные предприятия, многие общественные здания и большую часть жилых домов. Отступая, гитлеровцы вывели из строя станцию, железнодорожные парки, взорвали водонапорную башню, путепровод, мосты через реку Синюю. Хозяйству города был причинен огромный материальный ущерб. Но ничем не измерить горе, которое принесли гитлеровские захватчики советским людям. Они расстреляли и зверски замучили тысячи мирных жителей. Сотни молодых людей были вывезены на каторжные работы в Германию. Многим из них не суждено было вернуться на родную землю.

С первых дней освобождения райком партии, районный и городской Советы депутатов трудящихся начали принимать меры к восстановлению хозяйства Осиповичей. Их боевым помощником стала городская комсомольская организация.

Усилия трудящихся прежде всего были направлены на восстановление транспорта, промышленного и сельскохозяйственного производства. Чтобы обеспечить переброску войск и бесперебойное снабжение фронта, осиповичские железнодорожники мобилизовали все имеющиеся средства на скорейшее восстановление узла.

Так же самоотверженно трудились осиповчане и на возрождении промышленных предприятий. В июле 1944 года начал работать леспромхоз.

Преодолевая трудности, связанные с нехваткой машин, оборудования и тягловой силы, рабочие неуклонно наращивали объемы лесозаготовок. На промкомбинате была пущена мельница. К концу 1944 года возобновили работу маслозавод, артели промкооперации: смолокуренная «Красный химик», швейно-сапожные «Соцтруд» и «Прогресс», пищевая «Передовик». Открылись магазины.

Восстанавливался жилой фонд. Каждому домовладельцу на постройку дома выдавались денежная ссуда и 25 куб. метров леса. В помощь индивидуальным застройщикам леспромхоз организовал изготовление дощечки и штукатурной дранки. К концу 1944 года в Осиповичах было построено 119 жилых домов.

В годы первой послевоенной пятилетки в Осиповичах были полностью восстановлены промкомбинат, мастерские артелей промкооперации «Соцтруд», «Прогресс», «Передовик», смолокуренный завод артели «Красный химик» (в 1952 году он был снесен, а на его месте построены магазин райпотрсбсоюза и 12-квартирный дом). В 1947 году был создан горпищекомбинат, который организовал производство повидла, безалкогольных напитков.

К 1951 году все предприятия города достигли довоенного уровня по выпуску валовой продукции. В леспромхозе с 1945 года применялись на вывозе древесины автомашины, а на заготовке - электропилы.

Интенсивно велось государственное и индивидуальное жилищное строительство.

К 1950 году в Осиповичах было восстановлено и построено 845 зданий, в том числе индивидуальными застройщиками 758 домов площадью 25.9 тыс. кв. метра.

Развитие города тормозила слабая энергетическая база. Поэтому в 1949 году на реке Свислочь (в 6 км от Осиповичей) было начато строительство гидроэлектростан¬ции мощностью 2725 киловатт.

Осенью 1953 года Осиповичская гидроэлектростанция дала ток. В городе была построена подстанция, образован сетевой участок. Это способствовало росту промышленного производства, развитию культуры и улучшению бытовых условий населения. На промкомбинате был введен в эксплуатацию хорошо оборудованный столярный цех, который приступил к выпуску школьных парт, мебели, окопных рам, дверных полотен и других изделий. В 1953 году вступил в строй хлебозавод, и были изжиты затруднения в снабжении населения хлебом.

Велось строительство школ, детских дошкольных, культурно-просветительных и медицинских учреждении. В 1951 году был построен кинотеатр «Родина» на 250 мест. Затем было восстановлено здание восьмилетней школы и расширен городской детский сад, построены новые помещения для районной больницы, число коек в которой увеличилось в два раза. Открылся противотуберкулезный диспансер.

Развивалась сеть общественного питания. В пятой пятилетке были открыты привокзальный ресторан и столовая для железнодорожников.

В годы шестой пятилетки на предприятиях города и железнодорожном узле развернулось соревнование за повышение производительности труда, лучшее использование имеющихся производственных мощностей, перевыполнение плановых заданий и улучшение качества выпускаемой продукции.

Возросло количество предприятий торговли и общественного питания. Открылись большой благоустроенный хозяйственный магазин, столовая на колхозном рынке и промтоварный магазин по ул. Интернациональной.

В 1956 году было закончено строительство нового красивого здания железнодорожного вокзала, что позволило улучшить обслуживание транзитных и местных пассажиров. Открылась узловая больница. Начал работу город¬ской Дом пионеров.

В период с 1959 по 1965 год на железнодорожном узле была оборудована полуавтоматическая блокировка со светофорами и громкоговорящая радиосвязь. Через пути возведен переходный мост. Это облегчило маневровую работу, сократило время формирования грузовых поездов. Объем перевозок вырос на 35 процентов. Средний вес грузового поезда увеличился на 6,3 процента, а производительность труда — на 24,1 процента.

Промышленность города пополнилась в 1963 году цехом технологической оснастки Минского автозавода, предназначенным для изготовления узлов и нестандартного оборудования. Параллельно на нем шла подготовка к производству товаров народного потребления, и вскоре был начат выпуск металлических игрушек. В 1965 году он освоил изготовление кабин из стеклопластика и был переименован в механосборочный цех (МСЦ-5) Минского автозавода. В этом же году в Осиповичах на базе существовавшего здесь хлебоприемного пункта началось возве¬дение крупного мельничного комбината.

С развитием строительных работ, увеличением производства промышленной продукции и ростом населения возросли  потребности в автомобильных перевозках. В 1963 году в городе была образована автобаза № 19, организовано внутригородское автобусное сообщение.

Восстановленный город раздвинул свои границы, и деревня Осиповичи, давшая когда-то название железнодорожной станции и выросшему около нее поселку, слилась с районным центром. Число жителей в нем превысило довоенный уровень. Возросла его роль в экономике области. 7 марта 1963 года Осиповичи были отнесены к городам областного подчинения.